4 способа принимать пожертвования для НКО
#вместеразбираем
Разбираем один из самых актуальных вопросов про работу НКО.
    Как НКО могут принимать пожертвования
    Вот 4 основных способа.

    • пожертвования на свой расчетный счет;
    • пожертвования в ящики-копилки;
    • пожертвования в рамках смс-акций;
    • пожертвования на сайте НКО с использованием банковских карт доноров или электронных кошельков.
    Разберем подробнее каждый способ — и отдельно остановимся на аспектах, которые нужно обязательно учесть.
    1. Пожертвования на свой расчетный счет
    Самое главное здесь — детали назначения платежа.

    Если донор укажет «Благотворительное пожертвование без НДС» или «Благотворительное пожертвование на уставную деятельность без НДС», то НКО сможет принять эти средства без уплаты налога. А вот если в платежном документе не будет слов «благотворительное пожертвование», то организация обязана будет выплатить государству налог на прибыль.

    Если в назначении платежа указано «Благотворительное пожертвование на уставную деятельность без НДС», то НКО сможет направить средства на программу, где необходимо срочное вливание денежных средств.

    Если донор хочет перечислить средства на определенного подопечного, то в назначении платежа необходимо указывать конкретную программу, по которой проходит помощь. В таком случае, если поступления превысят необходимое количество денег для подопечного, то остаток можно будет использовать на других подопечных по этой же программе. В противном случае остаток средств может быть не использован, так как понадобится письменное разрешение донора.

    Важно. Все эти условия необходимо прописать на странице платежей. А еще лучше — регулярно напоминать о них в коммуникациях с аудиторией.
    2. Пожертвования в ящики-копилки
    В 2023 году ящик для пожертвований считается публичным сбором, который опирается на публичный договор. По умолчанию использовать этот инструмент в России могут только фонды. Другим формам НКО будет сложно реализовать механизм идентификации плательщика и установления договорных отношений. Но это возможно, например, в рамках закрытого мероприятия, аукциона или концерта, где все участники идентифицированы и договорные отношения установлены.

    Каким должен быть ящик

    Прозрачным — чтобы вызвать доверие донора. Трещины и пыль не внушают доверия и могут говорить о том, что деньги из ящика извлекают редко.

    Размер ящика должен зависеть от места его использования. Например, если ящик планируется установить в торговом центре, то важно, чтобы он был большим и привлекал внимание. А если хотите использовать ящик для сбора на улице, то он должен быть удобным в перемещении.

    Как можно использовать ящик

    С целью постоянного сбора средств. Для этого необходимо договориться с организацией-партнером о размещении ящика на их территории на продолжительный срок.

    С целью сбора средств во время проведения акций. Для этого необходимо договориться организацией или учреждением о размещении ящика на их территории на короткий срок.

    С целью сбора средств на улице. Вы самостоятельно выбираете конкретное место, где будет находиться ящик вместе с вами в момент проведения акции.

    Важно. Представляясь вашей организацией, средства собирать могут мошенники. Очень важно время от времени мониторить ситуацию на наличие «двойников».

    Что еще не забыть

    Разместить подробную информацию о целях, условиях сбора, контактную информацию НКО на ящике. Место вскрытия ящика обязательно должно быть опечатано и должна быть указана дата, подпись руководителя и печать НКО.

    Плюсы и минусы этого способа сборов


    Плюс — если установить ящик однажды, затем нужно мало ресурсов на его поддержание, а деньги в него поступают относительно регулярно.

    Минус: затраты на изготовление, доставку, крепеж ящиков, трудности в переговорах с площадкой для установки ящиков, сильная зависимость количества поступающих денег от локации, где расположен ящик.
    3. Пожертвования через смс
    Тут важно помнить, что законодательство РФ не наделило операторов сотовой связи правом осуществления перевода электронных платежей.

    Оператор сотовой связи является только посредником, а саму операцию вправе осуществлять только банки или кредитные организации. А значит, пожертвования через смс признаются банковской операцией, требующий наличия лицензии у оператора, который предоставляет такую услугу.
    4. Пожертвования на сайте НКО
    Чтобы иметь право собирать пожертвования таким способом, у НКО должна быть необходимая для этого документация. А именно: положение или регламент по проведению кампании по сбору пожертвований; договор с банком об осуществлении расчетов, совершаемых в Интернете; отчет о целевом использовании пожертвований.

    Основные сервисы

    • Юkassa. Российский агрегатор ранее был известен под названием «Яндекс.Касса». Размер комиссий отличается. Например, базовая комиссия по банковским картам составляет 3,5%, но если сумма сборов в месяц превышает 1 млн рублей, то комиссия будет составлять 2,8%.

    • Qiwi. Комиссии этого сервиса в пределах 1,5%-4%. Легко и быстро подключается, поддерживает большинство способов оплаты.

    • CloudPayments. Сервис позволяет принимать платежи с комиссией 3,9%, а если оборот не превышает 50 тысяч рублей, то возможно подключение абонентской платы. Стоимость месячного обслуживания составляет 900 рублей. В сервисе удобно подключать рекуррентные платежи.

    • Mixplat. Предлагает сразу несколько инструментов, адаптированных под благотворительные фонды и НКО. Сервис предоставляет короткие SMS-номера, терминалы и множество других решений. Комиссия при оплате через СМС составляет 5,95%, во всех остальных случаях — 2,9%.
    Принимать платежи можно и через систему быстрых платежей, используя QR-код. Для того, чтобы произвести оплату посредством QR-кода, пользователю нужно зайти в мобильное приложение своего банка и отсканировать QR-код. Сейчас у некоторых банков есть даже свои боты в Телеграме, которые помогают быстро сформировать такой код.

    Также можно принимать платежи через систему чаевых. Например, Donationalerts, Donatty, СберЧаевые.

    Важно. Некоторые сервисы рассчитаны только на стримеров, и при отсутствии трансляций аккаунт и средства в нем могут быть заблокирован.

    При выборе инструмента для приема чаевых, обязательно проверьте возможность вывода полученных средств.

    Сервисы подключаются легко, комиссия за вывод составляет от 0 до 7%.
    Бонус: интеграция платежного инструмента в CRM
    Разобраться с самими инструментами нелегко, а интегрировать платежный сервис в свою CRM — тем более. Но усилия себя точно окупят. Потому что в таком случае вы получите данные доноров и сможете их использовать, чтобы:

    • автоматически отчитаться о проделанной работе/использовании пожертвования;
    • предложить донору ежемесячную подписку с автоматической оплатой;
    • предложить увеличить ежемесячное пожертвование или дополнительно помочь другому мероприятию;
    • пригласить на офлайн встречу или волонтерское мероприятие, чтобы вовлекать доноров в жизнь организации.
    • предложить стать волонтерами и/или партнерами;
    • укрепить отношения с крупными донорами.
    Да, для такой работы, скорее всего, потребуется привлечение специалиста. Но такой вариант точно подойдет средним и крупным НКО, которые посредством интеграции платежного инструмента в CRM могут всего за несколько месяцев увеличить размер пожертвований и количество участников сообщества.
    Прочитайте другие наши тексты про полезные инструменты для работы
    Ещё больше новостей
    Андрей Бородкин
    Главный редактор