«Хочу», «знаю», «могу» и «делаю»: стадии профразвития личности
#вместеучимся
Многие из нас заканчивают школу с мыслью, что больше никогда не будут ничего учить. Впереди свобода, студенчество, жизнь для себя. После университета мысли примерно такие же — только студенчество заменяется грезами о взрослой, настоящей работе. И там уж точно никакой учебы!

Но на деле учимся мы всегда — просто после окончания образовательных учреждений начинается профессиональное развитие личности. Оно может быть как горизонтальным (когда мы постоянно углубляем знания в определенной области), так и вертикальным (когда стремимся получить новые должности). Или начинаться с начала каждый раз, когда мы меняем сферу деятельности.
Что такое профессиональное развитие
Сейчас понятие «профессиональное развитие» активно используют в акмеологии — науке, которая изучает особенности развития человека и личности, ищет способы достижения наивысшей точки в этом развитии. Исследователи пытаются разобраться в задачах, которые появляются в профессиональном отборе, обучении и консультациях сотрудников — основываются на процессе, стадиях и уровнях формирования человека как профессионала. Но внимание они акцентируют на психологической составляющей этого процесса — то есть на развитии профессионального самосознания.

Однако плоскость эта не ограничивается психологией, потому что на развитие человека влияет его окружение и социальные связи. Если мы хотим расти в какой-то сфере, нужно изучать все требования, которые предъявляются к специалистам, учитывать постоянно меняющуюся специфику, подстраиваться под постоянно меняющиеся задачи и условия работы. И учиться смотреть критически на себя и свои компетенции.
Классификация Сьюпера
К стадиям и этапам ученые подходят по-разному. Например, американский психолог Дональд Сьюпер разделяют их по возрасту:

  1. Стадия побуждения (от рождения до 14 лет), на которой у ребенка появляются представления о профессиональных требованиях и профессиональном образовании.

  2. Стадия исследования (от 15 до 24 лет), когда человек пробует себя в разных сферах, ориентируясь на свои возможности.

  3. Стадия консолидации (от 25 до 44 лет), которая характеризуется желанием и стремление специалиста занять устойчивую позицию в профессиональном поле.

  4. Стадия сохранения (от 45 до 64 лет), когда человек развивается только в одном направлении и пытается выходить за его рамки.

  5. Стадия спада (с 65 лет), на которой активная профессиональная жизнь сменяется позицией наблюдателя.

Свою работу Сьюпер написал еще в 1957 году — и на тот момент люди действительно редко меняли профессии в возрасте 45 – 64 лет. Но сейчас многие ученые считают неправильным связывать этапы профессионального развития с возрастом человека — просто потому, что сменить сферу деятельности и научиться новому можно в любое время. И такие тенденции действительно есть!
Классификация Кудрявцева
Именно так исследовал этот процесс советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор Владимир Товиевич Кудрявцев. Он смотрел на профессиональное становление человека как на сложный, длительный, подвижный и противоречивый процесс, состоящий из четырех стадий:

  1. Формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах. Успешным завершением этой стадии является выбор пути, по которому хочет двигаться человек.

  2. Профессиональное обучение и воспитание, во время которого человек начинает воспринимать себя как субъект выбранной профессии.

  3. Вхождение в профессиональную деятельность в различных ее формах и организационных условиях. Итог этой стадии — успешное освоение навыков и компетенций практическим путем.

  4. Реализация профессиональных устремлений личности (полная или частичная) в самостоятельном профессиональном труде, когда оценкой считается формирование профессионально-важных качеств, нравственного отношения к труду, мера профессионального мастерства и творчества.
Классификация Пряжникова
Аналогичного подхода известный российский ученый Николай Сергеевич Пряжников, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Согласно его теории, профессиональная идентичность человека может развиваться через четыре уровня.

  1. Начальный уровень. Человек только начинает понимать свои профессиональные цели, стремится овладеть своей профессией и осознает свое место в профессиональном сообществе.

  2. Уровень освоения основ профессии. На этом этапе человек учится выполнять простые профессиональные задачи, много общается в сообществе и набирается опыта.

  3. Уровень практической реализации профессиональных целей. Здесь человек уже самостоятельно выполняет работу, формирует свой стиль.

  4. Высший уровень — человек свободно справляется с профессиональными задачами. На этом этапе человек стремится к совершенству, развивает мастерство, применяет творческий подход, делится опытом с коллегами.

На каждом уровне профессиональной идентичности целеустремленный человек делит свои навыки на четыре категории: «хочу», «знаю», «могу» и «делаю». То есть не пытается думать, что он знает и умеет сразу все, а оценивает себя критически. Именно это умение и характеризует настоящего профессионала, который стремится к своему развитию.

Причем Пряжников принципиально не делит профессиональное развитие по возрастам. Причина ясна: человек может осваивать новую профессию в любом возрасте, и, будучи на пенсии, может оказаться на начальной стадии развития. И это нормально — потому что учеба не заканчивается в школе и университете, а может длиться всю жизнь.
Вместо заключения
Понимание стадий профразвития и идентификация себя на разных их этапах важны не только для сотрудников с большими карьерными целями, которые хотят дойти до ведущих должностей в организациях, но и для любых сотрудников и руководителей. По одной простой причине: именно благодаря им возможно взращивание себя как профессионала.
Прочитайте другие наши тексты с важными разборами
Андрей Бородкин
Главный редактор