Почему нам страшно задавать уточняющие вопросы
#вместеобучаем
Четкое понимание задачи и умение задавать уточняющие вопросы — навыки уверенного в себе специалиста. Но на деле нам часто неудобно переспрашивать — причем в совершенно разных ситуациях. Плохо расслышали, не уверены, что правильно поняли, боимся показаться некомпетентными или просто выглядеть глупо. Такой страх влияет и на работу в группах: «расшевелить» робкую аудиторию и мотивировать выполнять задания сложно.

Но есть и хорошие новости. Первая: иногда переспрашивать некомфортно всем, даже самым опытным спикерам, когда они становятся слушателями. Вторая: этот страх можно проработать. И если первая новость просто помогает почувствовать себя немного легче, то со второй мы прямо сейчас и попробуем разобраться.
    Почему мы боимся переспрашивать: мнение ученых
    Страх — эмоция, которую мы испытываем в результате угрозы нашему биологическому или социальному существованию. Состоит он из физических и эмоциональных реакций — озноб, покраснение лица, тошнота, головная боль, онемение конечностей и чувство тревоги, паники и беспокойства, ужас.

    Страх может быть направлен как на действительный, так и на воображаемый источник. Например, резко выбежавшая на асфальт крыса — реальная ситуация. Или ожидание каких-то событий (причем не всегда страшных) — воображаемая.

    Активируется страх в амигдале или миндалевидном теле. Это область в мозгу человека, которая отвечает за все эмоциональные реакции. Она взаимосвязана с гипоталамусом (который вырабатывает нейрогормоны — в том числе гормоны стресса) и неокортексом (отвечает за решения). Получается, что мы реагируем на разные обстоятельства и выносим свой вердикт в виде определенной реакции: страха, радости, разочарования, волнения. Если необходимость переспорить вызывает такие реакции и стресс — понятно, почему этого делать не хочется.

    Исследованиями было доказано, что тренировка концентрации улучшает когнитивные функции мозга, включая внимание и память. Вот как концентрацию можно тренировать прямо по ходу своего выступления — и у себя, и у аудитории, чтобы мотивировать ее задавать вопросы и вовлекаться в обучение.
    Чего именно мы боимся
    Чаще всего страх переспросить связан с социальными факторами, которые формируется из-за негативного опыта.

    Помните школу? Наверняка у вас в классе были ребята, которые набирались храбрости и просили учителя повторить сказанное или уверенно отвечали «Нет» на вопрос «Все ли понятно?». В такие моменты все остальные ученики облегченно вздыхали и мысленно благодарили таких ребят, потому что они брали на себя всю ответственность, в случае, если старший будет злиться.

    Гнев — ключевое слово в этом контексте. Ведь многие из нас слышали эти классические фразы: «Повторяю для тупых» или «Ну как можно это не понимать — вы самый тяжелый класс на моей памяти». Вполне очевидно, что после такой десяти или двадцатилетней тренировки рефлекса нам будет страшно уточнять и переспрашивать. А выливается этот негативный опыт в страх осуждения, отвержения и проявление некомпетентности. Вот чего еще мы боимся.

    О нас плохо подумают / скажут

    Если в детстве, в школе, университете или на другой работе человек сталкивался с оскорблениями, смехом или пассивной агрессией на попытки переспросить что-то, то вполне вероятно, негативный опыт сформировал у него паттерн, связанный со страхом переспросить. Наши социальные потребности включают в себя желание быть принятыми и получать одобрение окружающих — срабатывает страх показаться глупым и неуверенным в себе человеком.

    Оказаться отверженными

    На этом страхе тоже часто оставляет след школа — моменты, когда учитель выделял нас из коллектива: «Если ты самый умный, можешь подождать конца урока за дверью». Еще одна социальная потребность — быть причастным к обществу, поэтому мы боимся задавать вопросы и выбиваться из группы.

    Проявить некомпетентность

    Нам кажется, что уточняющие вопросы показывают нас как человека, который плохо разбирается в теме. Как следствие — мы ожидаем, что над нами будут смеяться, нас будут обсуждать за спиной, снимут с проекта или даже уволят.

    Реакции окружающих

    Еще один корень этого страха — стигматизированное представление о реакции окружающих. Мы думаем, что, задав вопрос, покажемся глупыми (потому что так делают только необразованные люди), слабыми (потому что уверенный в себе специалист разберемся сам) или эгоистичными (потому что мы думаем только о себе и отнимаем время другого человека). Например, часто стараемся сохранить деловой вид, даже если не понимаем спикеров — не просим говорить их медленнее, громче или повторить сказанное, чтобы не ударить в грязь лицом. Или чувствуем себя неуверенно, задавая вопросы, в не очень дружелюбном коллективе, где страшно показать свою слабость — в итоге некорректно выполняем задачу.
    Что делать со страхом
    1. Найти корень проблемы

    Первое и самое главное — понять, почему вам или аудитории страшно переспрашивать. Из-за школьной учительницы, из-за коллег, которые смеются над вашими попытками разобраться в теме или из-за «синдрома отличника» и желания выглядеть идеально: в том числе понимать и слышать все с первого раза?

    Дальше — посочувствовать себе или аудитории. Не ругать себя или других за ощущение страха, а вспомнить этот негативный опыт и разрешить себе испытывать страх. Попробуйте сказать: «Мне жаль, что ты такое услышал и почувствовал себя некомфортно. Нормально, что сейчас страшно переспрашивать у других людей». Таким образом мы не отгоняем от себя чувство тревоги, а принимаем его.

    После этого — подбодрить себя или других и убедить, что разобраться в ситуации очень важно. Далеко не факт, что все окружающие люди будут реагировать как так учительница или бывший начальник.

    2. Продумать формулировки

    Сделайте для себя пул формулировок, которые не вводят в мандраж. Какие есть пути?

    • Признание в своих эмоциях: «Я сейчас испытываю себя неловко, но мне кажется, что я не до конца понял… ».

    • Обыгрывание стереотипов: «Давай-ка еще раз повторим для тех, кто сидит в конце зала…».

    • Перефразирование: «Иван Петрович, правильно ли я понимаю, что сейчас мне нужно…».

    • Благодарность за работу: «Спасибо, что уделили мне так много времени — без вашего опыта я бы вряд ли так быстро во всем разобрался(лась). Давайте финально повторим…».
    Если вы — спикер, можно заранее договориться с аудиторией и рассказать ей про эти формулировки, чтобы слушатели чувствовали себя комфортно и не боялись переспросить. Кроме словесных формулировок полезны невербальные сигналы: мимика и язык тела. Постарайтесь посмотреть собеседнику в глаза и показать, что не до конца поняли сказанное или, если вы спикер, что вы с готовностью выслушаете его вопрос. Обычно окружающие легко считывают выражение интереса и непонимания.

    3. Внедрить привычку

    В какой-то момент страх может стать привычной реакций на необходимость переспросить, и тогда наша задача — избавиться от сформировавшейся нейронной связи. Как это работает?

    У каждого из нас в мозгу есть нейроны и нейронные связи. Рутинные действия мы чаще всего делаем на автомате, по привычке — это значит, что на понятную нам ситуацию мозг выдает готовый алгоритм действий. Так срабатывают устойчивые нейронные связи, которые отличаются повышенной готовностью — наш мозг экономит энергию, потому что уже знает, как себя вести.

    Скорость формирования этих нейронных связей у всех разная. Но, как правило, на внедрение новой привычки нам требуется чуть больше двух месяцев — в зависимости от сложности самой привычки и регулярности ее повторения.

    Попробуйте регулярно задавать вопросы в тех обстоятельствах, когда это не вызывает дискомфорт. На экскурсии, во время настольной игры с друзьями, на открытой лекции. Искренняя благодарность за ваш интерес и вовлеченность в процесс (игру, материал) вызовет благодарность у собеседников — мозг постепенно начинает связывать это с позитивным, а не с негативным опытом и привычка реагировать испугом на необходимость спросить что-то постепенно пройдет. Такое же задание можно дать вашим слушателем за месяц-другой до выступления.

    А уже во время учебы — попросите аудиторию отключать все мобильные устройства, если они не участвуют в процессе обучения. Подчеркните важность дисциплины. Так ученики смогут сосредоточиться на привычке переспросить и их ничего не будет отвлекать.
    В каких ситуациях стоит переспрашивать
    • На обучении: «Мне бы очень хотелось применить этот инструмент в своей работе… Не могли вы объяснить еще раз, как лучше его внедрить?»

    • При получении инструкций: «Я бы хотел(а) зафиксировать последовательность действий, чтобы задача была выполнена корректно и сдана вовремя. Повторите, пожалуйста, что и за чем мне нужно сделать?»

    • Если вы беретесь за задачу впервые: «Мне очень интересно попробовать себя в этом. Не могли бы вы показать еще раз, как правильно это делать? Ваш опыт мне очень поможет!»

    • В общении с учениками или участниками программы: «Я верю в наш проект и очень ценю его. Повторите, пожалуйста, что вы сказали? Хочу быть уверен(а), что мы с вами находимся в одной оси координат»

    • В обсуждениях финансовых вопросов: «Для меня важно принять взвешенное решение о вашем предложении, поэтому хотелось бы убедиться, что я все правильно понял(а). Повторите, пожалуйста, условия проекта»

    • В процессе работы: «Спасибо за отличную презентацию! Но, мне кажется, что я не до конца понимаю механику реализации проекта. Давайте обсудим ее еще раз?»
    Прочитайте другие наши тексты про ресурс для лидеров
    Ещё больше новостей
    Андрей Бородкин
    Главный редактор