6 необычных техник мозгового штурма для НКО
#вместеобучаем
Наверняка вы видели в фильмах и сериалах такую сцену — менеджеры большой компании собираются за одним столом и «креативят» идеи решения проблем. А потом — бац — и компания выходит на новый уровень.

Но это кино — а как быть обычной некоммерческой компании в реальной жизни, если нужно решить нестандартную проблему, придумать оргструктуру или идею нового проекта?

Разбираемся в необычных техниках мозгового штурма и адаптируем их под задачи некоммерческого сектора.
    1. «Загадай желание»
    Что нужно делать. Представьте, что у вас есть неограниченные ресурсы. Постарайтесь записать на бумаге — как бы вы их потратили для своей НКО? Причем, чем подробнее, тем лучше, и не бойтесь мечтать.

    Пример. Организовали бы благотворительный ужин. Где? На крыше небоскреба. Кого бы пригласили? Директоров крупных корпораций. Что было бы в меню? Большой и сочный стейк.

    В чем эффект для НКО. Может показаться странным записывать свои желания в условиях, когда ресурсы сильно ограничены. Но со временем вы увидите, что некоторые мечты — не такие уж нереалистичные. Поделитесь ими с группой и обсудите свои идеи, как можно воплотить их в жизнь? То, что вы придумаете, вас может удивить.
    2. «А что, если?»
    Что нужно делать. Задать себе или команде множество гипотетических вопросов, начинающихся со слов: «Что если?..».

    Пример. «Что, если бы этот проект выиграла другая команда?» Или: «Что, если бы собрали нужную сумму для нашей идеи?». Или: «Что, если нам не выделят грант?».

    В чем эффект для НКО. Можно найти нестандартные решения серьезных проблем, если представить ситуацию с разных сторон. Так наши собственные предубеждения не будут мешать в поиске решений. Такой подход также называется «Эффект Расемона» по названию фильма, где каждый персонаж представлял свою точку зрения одного события.
    3. Импровизация
    Что нужно делать. Предлагать команде ситуации и просить их найти быстрое решение.

    Пример. Назовите одно слово и пусть каждый сотрудник расскажет историю где персонажем будет этот объект или герой, которого вы назвали. Или сыграйте в игру «семейный портрет». — у каждого сотрудника будет 10 секунд на то, чтобы изобразить семейный портрет, следуя подсказке. Например, «семья фандрайзеров».

    В чем эффект для НКО. Вне зависимости от того, какой серьезный вопрос вы собрались обсуждать, при помощи этой техники вы сможете раскрепостить команду.
    4. «Речь в лифте»
    Что нужно делать. Допустим, во время обсуждения какого-то вопроса, вы остановились на одной или нескольких идеях. Эта техника поможет грамотно представить ее и получить поддержку от других отделов или заинтересованных сторон. Попросите команду рассказать об идее максимально кратко. Так, будто пересказывает ее коллеге, пока едете в лифте.

    Пример. «Это новый онлайн-курс по соцпроектирования с домашними заданиями для тех, кто создает свою первую заявку на грант».

    В чем эффект для НКО. После этого упражнения вы сможете опрелеить свой целевую аудиторию, а таке понять сильные и слабые стороны идеи или решения.
    5. Инсценировка краха
    Что нужно делать. Разделите команду на две группы. Условно их можно назвать «группа провала» и «группа успеха. Суть техники в том, чтобы сначала представить стакан наполовину полным, а потом — наполовину пустым.

    Пример. «Группа провала» называет все возможные причины, по которым ваш проект может оглушительно провалиться. Например: недостаток ресурсов, сжатые сроки, внезапный уход ключевого сотрудника. А «Группа успеха» будет думать, каким образом ваш проект может достичь успеха. Например: компетенции команды, уникальные знания, поддержка волонтеров, опыт.

    В чем эффект для НКО. После такого анализа выделите три главных риска и три главные возможности для реализации идеи или проекта. Так вы сможете подготовиться к подводным камням и трудностям на пути к реализации.
    6. «‎Звезда»
    Что нужно делать. На листе бумаги или доске нарисуйте шестиконечную звезду, в центре которой напишите проблему или идею, которой посвящен мозговой штурм. У каждой вершины внутри звезды запишите слова: «кто», «что», «когда», «где», «почему» и «как».

    Пример. Вы хотите организовать конференцию, но пока не продумали детали. Постарайтесь поочередно ответить на все вопросы. «Кто будет ведущим конференции?» Затем: «Что мы хотим подарить участникам?» Постарайтесь придумать как можно больше вопросов, очевидных и неочевидных, для каждого слова.

    В чем эффект для НКО. Так вы и ваша команда сможете тщательно продумать все составляющие идеи или проекта.

    Главное
    Помните, что сам по себе мозговой штурм не даст никаких преимуществ, если не внедрять решения в работу. Можно «наштурмить» множество интересных идей и проектов, но так и остаться в плену у рутинных процессов.

    Чтобы этого не произошло — составьте план по внедрению решений или проверки гипотез, которые получились во время мозгового штурма. С конкретными сроками. И со временем вы найдете действительно эффективный инструмент решения проблемы.
    Прочитайте другие наши тексты про полезные инструменты для работы
    Ещё больше новостей
    Андрей Бородкин
    Главный редактор