Хвалить нельзя мотивировать: как применять теорию поколений в обучении
#вместеучимся
Теории поколений в России уже около 20 лет. Повсюду мелькают слова иксы, миллениалы, зумеры. На этом строится маркетинг и HR, создаются мемы и подходы к медиапотреблению и педагогике — причем не только в классической системе, но и в корпоративном обучении. Ведь именно эта разница поколений помогает грамотно выстраивать мотивацию, график, рабочее пространство и взаимодействие с людьми. Изучили мнение экспертов, чтобы понять, как это работает.
Что такое теория поколений?
Зайдем издалека: от рождения до 10-12 лет у каждого из нас формируются ценности, убеждения, воззрения и привычные сценарии поведения. Впервые к такому выводу пришли социологи Уильям Штраус и Нил Хоув в 1990-х годах, когда анализировали историю США.

На это влияют четыре основных фактора: глобальные события, которые происходят вокруг, методы воспитания, информационное пространство (то есть постеры, реклама и новости, которые видит ребенок) и дефицит (чего угодно: внимания, живого общения). Они запечатляются на всю жизнь, и дальше поколение просто 44находит в них свои жизненные сценарии. Эти поколения цикличны, меняют цикл примерно каждый 80 лет.

Сейчас мы знаем, что между 1923 и 1943 было молчаливое или потерянное поколение. Между 1944 и 1963 — поколение беби-бумеров (послевоенное), за ними — иксы, 1964-1984. Дальше — поколение Y или миллениалы с 1985 по 2003. И уже с 2004 по 2024) — Z или зумеры. Тех, кто родился на границе поколений с разницей в два – три года называют «пограничниками» или «хвостиками». Чаще всего они сочетают в себе качества сразу двух поколений. Сама теория распространяется на большинство представителей, а в каждом правиле бывают исключения.

Есть разные варианты обозначения границ. Например, эксперты McKinsey считают зумерами тех, кто родился с 1996 по 2010 год, а «Британская энциклопедия» — тех, кто родился в конце девяностых — начале двухтысячных. Есть предположение, что с 2010 идет совсем новое поколение альфа. Но к русскоязычной среде эту теорию адаптировала Евгения Шамис (и она говорит про исков, миллениалов и зуммеров), а в качестве сотрудников новое поколение нас пока не очень интересует — так что адаптировать рабочую среду в России под них пока не нужно.
Как НКО использовать теорию поколений в обучении?
Зачем ее вообще адаптировать под кого-то? Потому что на рынке труда сейчас присутствуют все три поколения: X, Y и Z. По данным Росстата, на конец 2022 года работающее население страны распределяется по возрастам так: 20–24 года — 3,2 млн (4,9% от общего числа занятых), 25–39 лет — 27,3 млн (41,8%), 40–59 лет — 29,5 млн (45,2%). Примерно эти данные как раз соответствует доле поколений Z, Y и X.

Все эти люди совершенно по-разному относятся к рабочего графику и пространству, им нужны разные формы мотивации и интеграции технологий в рабочий процесс. Те же иксы подходят к задачам и учебе очень ответственно, могут долго и усидчиво слушать одну лекцию, но при этом ужасно тяжело приспосабливаются к технологическим новшествам. Зумеры быстро отвлекаются от неинтересного материала, потому что не умеют долго концентрировать внимание. Они родились с телефонами в руках — и их фокус нужно постоянно ловить. А миллениалы, ставшие первооткрывателями интернета и смартфонов, балансируют где-то на середине.

Повзрослевшие зумеры сейчас выходят на работу — требуют других подходов и системы обучения. По прогнозам аналитиков McCrindle, к 2035 году доля зумеров составит 31% рабочей силы (сейчас — около 27%). Но если адаптировать все существующие программы под их запросы, то дискомфортно станем искам, которые пока что занимают подавляющую долю сотрудников почти во всех компаниях. Выход — адаптировать корпоративное обучение под разные возрастные группы, сделать его персонализированным. Для этого разберемся, как выбрать эффективные методы для каждого поколения.
Поколение X (40–59 лет)
На их детство пришлась хлодная война, период перестройки и экономических кризисов. Их родители — беби-бумеры — много работали, поэтому эти дети были предоставлены сами себе: ходили в школу и на кружки, делали домашку, готовили еду — справлялись без чьей-либо помощи. Отсюда их отличительные черты: независимость, стремление к стабильности, скептицизм, привычка полагаться на себя. Они много играли с друзьями во дворе, поэтому умеют хорошо договариваться и даже немного манипулировать. Постоянное обучение для них — неотъемлемая часть жизни и ключик к построению успешной карьеры.
Как выстраивать обучение, если ваши сотрудники — поколение X?
1. Не навязывать мнение, а давать простор для самостоятельного анализа и выводов

Из-за самостоятельности это поколение еще называют «с ключом на шее». Они привыкли решать все сами, им не нужны никакие оценки со стороны, их не интересует чужое мнение. Поэтому в качестве рабочих упражнений им можно смело предлагать задачи, в которых нужно выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Но работать им проще самостоятельно, а не в команде.

2. Использовать длинные тексты

Дефицит книг в детстве сформировал у них самые теплые отношения к длинным историям. Не важно, как она оформлена, главное, чтобы вызывала доверие, была содержательной и доказательной. Так что попробуйте использовать в качестве обучающих материалов объемные лонгриды с погружением в тему — искам понравится.

3. Привлекать экспертов

Важный показатель качества для иксов — профессионализм. Они много времени проводили на улице без телефонов с постоянным доступом в Google. Знания тогда были единственным способом доказать свою правоту, поэтому сейчас имеют высшую ценность. Авторитетным для них станет преподаватель с регалиями и опытом — например, уважаемый сотрудник компании или известный специалист извне.

4. Общаться уважительно и без лишних действий

Родители иксов были молчаливым поколением, не особо щедрым на комплименты и похвалу. Как следствие — это поколение воспринимает публичное одобрение как насмешку. Уважительная коммуникация будет эффективнее попыток выстроить «дружный коллектив». Сплочение, теплая атмосфера и другие плюшки кажутся им лишней суетой, которая мешает «настоящему» обучению.

5. Четко ставить задачи

Иксов успокаивает отсутствие перемен и привлекает стабильность: постоянная работа, прозрачная карьерная лестница, традиционный график. Так же спокойно они относятся к понятным и четким задачам, так что в обучении им нужно поставить конкретную цель и показать маршрут.

6. Сразу переходить к практике

Иксам важен результат, поэтому углубляться в большие теоретические материалы, конечно, можно, но с этим не стоит затягивать. В обучении лучше всего использовать кейс-методы и практические задачи, в которых все ошибки и достижения наглядно видны. Геймификацию использовать можно, но делать это лучше фрагментарно.
Поколение Y (23–39 лет)
Миллениалы гораздо свободнее и раскрепощеннее, чем представители поколения X. Эти люди привыкли к вниманию, потому что получали его в переизбытке. Часть из них застала распад СССР, появление первых домашних компьютеров и смартфонов. Они чувствуют себя комфортно в мире технологий и спокойно относятся к изменениям.
Как выстраивать обучение, если ваши сотрудники — поколение Y?

1. Использовать новые форматы

Развлекательный контент они любят больше, чем предыдущее поколение, поэтому в процессе обучения можно и нужно использовать геймификацию: игры, рилсы, тесты, мультимедийные элементы. Новый материал тоже лучше всего преподносить в креативной форме: делать отсылки к мемам, фильмам, сериалам, создавать комиксы.

2. Давать простор для креатива

Если поколению X нужен результат, то для Y важен и процесс. Им больше импонируют креативные задания, в которых есть пространство для творчества: придумывание своего мема про составление сметы, проектная работа, дебаты, квизы.

3. Дробить информацию

Миллениалы знают, как работает гугл и умеют проверять факты — для них не так важна глубина и экспертиза, как формат подачи новой информации. Для них нужно выделить важные фрагменты, визуализировать данные, помогать им делать выводы. Эффективнее всего разбивать большие блоки на порции, а после сразу же закреплять все на практике.

4. Объяснять, что они получат в результате

Эти молодые люди много говорят о work-life balance, поэтому совмещают работу с занятиями танцами, тренировками, плаванием, творчеством. А еще — они индивидуалисты, которые живут для себя. Поэтому перед началом обучения им обязательно нужно узнать, какую пользу оно им принесет. Не только для компании, а лично для них.

5. Создавать пространство для общения

Миллениалы фактически живут в социальных сетях: общаются, обсуждают тренды, обмениваются информацией и эмоциями. Поэтому возможность взаимодействовать с другими людьми — важная потребность для них. Эту возможность они хотят видеть в обучении: знакомиться, общаться в неформальной обстановке, получать.
Поколение Z (до 23 лет)
Другие их названия говорят сами за себя: «digital natives», «generation connected» или «dot com kids» (цифровые аборигены, онлайн-поколение или цифровое поколение). Они выросли со смартфонами в руках, но интересует их не виртуальный мир, а реальный — особенно, глобальные и социальные проблемы: экология, дискриминация, благотворительность, здоровый образ жизни.

Один из авторов книги «Working with GEN Z», Сантор Нисидзаки, дает им очень точную характеристику в одном факте: когда во время ковида все люди заботились о своем здоровье, покупали маски и антисептические средства, зумеры думали о том, как пандемия скажется на окружающей среде.

Он же выделяет одну важную черту обучения представителей этого поколения: результат в каждом фрагменте. Для них, как и для миллениалов, лучше всего делить информацию на блоки. Но при этом каждый блок должен быть завершенным эпизодом с результатом.

У зумеров есть еще несколько важных характеристик:

  • Они ценят самообразование и процесс обучения, поэтому каждый второй собирается получить ученую степень.

  • Зумеры легко адаптируются к новому, хотят пробовать разное, так что по прогнозам аналитиков, каждый успеем поработать на 18 должностях, сменить 6 профессий и пожить в 15 местах.

  • Их сленг (fam – семья и близкие друзья, FOMO (fear of missing out, «боязнь пропустить интересное») и YOLO («you only live once», «живем один раз») свидетельствует о стремлении к гедонизму и ценности дружбы и окружающих людей.
Как выстраивать обучение, если ваши сотрудники — поколение Z?
1. Визуализировать материалы и использовать конкретику

В обучении зумеров лучше избегать сложных формулировок, нормативных документов и бюрократизированных фраз. Все это нужно перевести на человеческий простой язык и сопроводить визуалом, который зумеры лучше запоминают.

2. Продавать им смыслы и идеи

Зумерам абсолютно не подходит обучение без цели, — как и миллениалы, зумеры хотят видеть в любой действии личную выгоду. Для них важно понять, как знания и навыки помогут им реализоваться.

3. Использовать в обучении интерактивные форматы и смартфоны

Попробуйте заменить монотонные лекции тренеров на игровое обучение и задействовать мессенджеры. Например, сделать чат-бот или базу знаний, в которой у сотрудников все нужные учебные материалы хранятся в одном месте и всегда находятся под рукой.

4. Говорить на языке зумеров

На восприятие информации влияет ее «упаковка»: классно, если в обучение получается интегрировать TOV (tone of voice) зумеров или шутки, которые понятны только им.

5. Дозировать информацию

Внимание у зумеров переключается примерно за 8 секунд, поэтому информация должна быть дозирована, в процессе обучения нужно выдерживать мягкий темп и не завышать требования.

6. Подавать знания через игру

Для зумеров важна индивидуальная мотивация и геймификация. Им нравятся соревнования, в которых можно проявить себя, получить баллы и выйти в финал — показать свою уникальность. Это поколение активно вовлекается в приключения, в которых есть дедлайны, задания, квесты, неожиданные повороты, развязки, загадки.

7. Создать общие ценности

Однажды в одной корпорации, которая занимается мобильной связью сделали для зумеров интерактивный видеоролик, который рассказывает о ценностях организации. В нем сотрудники розницы попадали в разные ситуации, а учащимся нужно было выбрать решение. Все они были правильными, но только в некоторых вариантах транслировались ценности компании. Для зумеров важно чувство принадлежности к команде — именно этого поколение сильнее других ценит мотивационные ролики с руководством, в котором каждый рассказывает о своем пути, и приветственные видео от продавцов.

8. Использовать сторителлинг

Хороший инструмент подачи информации — превращение разрозненного учебного материала в мини-сериал с героями и динамикой. Так, например, делал Брюс Уиллис: устраивал сотрудникам техподдержки проверку на «сложного клиента». Сторителлинг задействует эмоции, а значит, возбуждает интерес к обучению и помогает лучше усваивать информацию. Евгения Шамис, эксперт по теории поколений, основатель исследовательского проекта RuGenerations «Теория поколений в России», подтверждает этот тезис: «Нынешнему поколению показали шикарные сериалы, книжки, причем книги-саги, с продолжением. Поэтому они ждут хороших сценарных ходов».

9. Создавать простор для развития

Гаджеты нужны зумерам, чтобы искать интересную информацию, читать книги и посещать образовательные ресурсы. Для них важен процесс постоянного обучения и самообразования (каждый второй собирается получить ученую степень), поэтому чем больше пользы для себя и знаний они будут извлекать из работы — тем больше будут ее ценить.

10. Поддерживать теплую атмосферу

Кстати о ценности работы. Представители этого поколения легки на подъем и быстро адаптируются к новому. Им хочется попробовать разное, поэтому, по прогнозам аналитиков, каждый успеет поработать на 18 должностях, сменить 6 профессий и пожить в 15 местах. Чтобы удержать такого специалиста нужно оборудовать комфортные и необычные офисы, общаться с ним как с равным и постоянно мотивировать.
Прочитайте другие наши тексты о работе в команде
Андрей Бородкин
Главный редактор