Как говорить на неудобные темы в коллективе
#вместеучимся
В некоммерческом секторе вопрос взаимоотношений часто еще более трепетный, чем в других организациях. Оказывая поддержку другим, мы иногда забываем про свое эмоциональное состояние и отношения в команде. Как в таких условиях завести разговор на неудобные темы и аккуратно обсудить то, что может быть некомфортно части коллектива? Есть несколько советов.
1. Не затягивайте с обсуждением
Иногда мы скрываем недовольство достаточно долго, в надежде, что со временем все разрешится само собой. На самом деле чаще это приводит к накоплению раздражительности и дискомфорту, а когда ситуация станет совсем критической, человек просто «взорвется».

Важно вовремя обратить внимание на то, что в коллективе появилось недопонимание, и спокойно обсудить произошедшее, пока не стало поздно.
2. Подготовьтесь к разговору
Прежде чем начинать обсуждение, важно посмотреть в устав и правила, где могут быть предусмотрены варианты решения конфликта. А если их нет — сам конфликт может стать хорошей мотивацией, чтобы написать такие документы.

Кроме того, для продуктивного диалога важно подготовить аргументы и встречные предложения, чтобы разговор не перешел от конструктивной беседы к эмоциональному спору.
3. Говорите только с теми, кто имеет непосредственное отношение к ситуации
Непростые для обсуждения темы, которые могут быть задеть некоторых участников, лучше обсуждать в узком кругу людей. Соберите для разговора только тех из команды, кто участвует в конфликтной ситуации, не нужно собирать весь коллектив.

Публичное выяснение отношений и выставление личных недостаток напоказ не приведет к экологичному решению проблемы.
4. Оставайтесь тактичным
Обсуждать сложные вопросы можно по-разному, но при этом в интересах всех сотрудников — оставаться при этом максимально в рамках этических норм.

Уделите особенное внимание выбору выражений и контекста, в котором происходит разговор, позаботьтесь о том, чтобы человек услышал претензии, но не чувствовал себя отвергнутым или осуждаемым.
5. Контролируйте эмоции
Экспрессивный диалог не всегда приводит к предсказуемому результату, особенно если у оппонентов есть взаимные претензии. Диалог ни в коем случае не может проходить на повышенных тонах или со слезами: нейтральный тон — спасение любого тяжелого разговора.

Проговорите это в начале беседы и постарайтесь выбрать человека, который будет своеобразным медиатором беседы — следить за тем, чтобы каждая сторона уважала друг друга.
6. Управляйте разгоовром
Настраиваясь на радиостанцию, вы крутите ручку, пока не получите четкий сигнал. То же самое в разговоре, когда пытаемся уладить конфликт: регулируйте интонацию, физическое расстояние, частоту зрительного контакта и другие параметры.

Успешный разговор можно сравнить с игрой в мяч: перекидывая его туда-сюда, вы входите в ритм. Если вы плохо бросили или уронили мяч, связь нарушается. Ничего страшного, поднимите его и продолжайте игру.
7. Избегайте монологов
Большинство не в состоянии усвоить — и тем более запомнить — всю вашу информацию во время разговора, особенно в стрессовой атмосфере.

Вместо этого говорите медленно, осознанно, давая собеседнику возможность переварить сказанное. Старайтесь уложиться в одну-две минуты. Через пять минут вас уже никто не будет слушать — оппонент перестанет вникать.
Бонус: что почитать про решение конфликтов
«Конфликт — это подарок», Нейт Региер. Клинический психолог и тренер по коммуникации уверен, что конфликт не является злом сам по себе. Весь вопрос в том, в какое русло направляется энергия конфликта. Описанная в книге модель поможет избежать потерь от конфликтов в вашей организации.

«Поговорим о нас», Джейсон Гэддис. Автор книги — консультант по отношениям и один из ведущих мировых авторитетов в области межличностных конфликтов. В своей книге Гэддис показывает читателю, как перестать избегать неудобных разговоров и вместо этого научиться их правильно выстраивать.

Самое важное: не бойтесь конфликтов
Они случаются в любом коллективе. Но разногласия побуждают, вдохновляют и заставляют быть собой. Только через решение конфликтов можно построить крепкие, надежные и продуктивные отношения в команде.
Прочитайте другие наши тексты о работе в команде
Андрей Бородкин
Главный редактор