«Наследники»: почему важна корпоративная культура
#вместесмотрим
С началом нового года стартовал и сезон наград в кинематографе. Мы решили рассмотреть одного из фаворитов всевозможных премий, сериал «Наследники», с необычной точки зрения: организационной культуры.
Что это за сериал
Даже если вы не смотрели, то наверняка слышали о «Наследниках»: у сериала больше двух десятков различных наград, только «Золотых глобусов» девять. И наверняка этот список расширится, ведь последний, четвертый сезон, вышел выдающимся. Вы найдете «Наследников» в списках лучших сериалов практически у каждого кинокритика и блогера, которые пишут о кино.
Но нам сериал интересен даже не сточки зрения актерской игры (выдающейся, даже на вторых ролях), сюжета (его сравнивают то с «Королем Лир» и «Гамлетом» Шекспира, то с «Белым лотосом» и подобными проектами), и юмора (от тонкого до бульварного). Мы будем рассматривать сериал с точки зрения корпоративной культуры.
Какая культура в империи Логана Роя
Если говорить коротко — то она максимально токсичная. Престарелый Логан Рой, глава медиаимперии, исповедуют жесткую манеру управления компанией. Он поощряет конкуренцию, но своеобразно: мотивируют сотрудников сговариваться и плести интриги, подставлять друг друга. А сам при этом обещает должности и повышение, но не держит слова. Может уволить ценного сотрудника, а потом «простить» и вернуть должность. Так все сотрудники оказываются в атмосфере страха и неуверенности.
Не говоря уже о том, что Логан использует те же приемы и в своей семье — трое сыновей и дочь выросли в парадигме «подставь и посмейся» над братом или сестрой.

Чего стоит только сюжет, когда семья и другие сотрудники отправляются на охоту в Венгрию и там Логан устраивает ритуал boar on the floor. Топ-менеджеры ползают по полу в попытках отнять друг у друга сосиску, кто проиграл — тот «крыса», то есть, предатель.
Примеры плохой организационной культуры из сериала
Интересно, что всю свою политику Логан оправдывает заботой о сотрудниках так же, как и заботой о детях: «Все, что я делаю, я делаю ради детей». Хотя ни сотрудники, ни дети в это, конечно же, не верят.

При этом все попытки разорвать круг недоверия и страха заранее обречены на провал. Приглашенный на ретрит (устроить который Логану предложили пиарщики) психотерапевт прыгает в бассейн и ломает зубы — красочная метафора.
Интересно то, что в сериале мы постоянно видим примеры плохой организационной культуры, но не видим, как работает сама корпорация. Однако впоследствии узнаем — не очень-то эффективно. Например, оказывается, что вся империя построена на «желтых» новостях, провокационных ведущих и информации, которая не выдерживает проверку фактами. А еще в организации годами скрывали случаи сексуальных домогательств.

Естественно, в какой-то момент все это начинает рушиться, как Вавилонская башня.

В сериале есть ироничный момент: Логан едет на свою родину, в Шотландию, чтобы открыть там школу имени себя. А его брат замечает: «Школа журналистики Логана Роя — это все равно что женская больница имени Джека-потрошителя».
Сатира на современных лидеров мнений
Если вам кажется, что в стремительно взлетающих технологических стартапах, которыми руководят молодые лидеры, культура построена иначе, у создателей сериала есть плохие новости.

Начиная с третьего сезона на главные роли выходит эксцентричный швед Лукас Мэдсен — карикатуру на Илона Маска и ему подобных современных руководителей. Лукас создал (хотя потом выяснится, что весь код написали за него) успешную стриминговую платформу и намерен поглотить империю Логана.
Мэдсен социофоб, он общается только с узким кругом людей и любит чудить. Например, посылает бывшей девушке бутылку своей крови. При этом тоже постоянно шутит об увольнениях и ненужности сотрудников. В одной из сцен уволенный персонала он измеряет в «скальпелях».
Луч света (слабый)
Есть все-таки в сериале лучик корпоративной надежды — это семья Пирсов, конкуренты Роев. Они также владеют телеканалом, газетами и радио, но стараются публиковать проверенные новости и подтвержденные факты. И в целом выступают за доказательную медицину, как сейчас бы сказали.

У Пирсов каждый занят делом — кто-то посвятил себя учебе и работе в университете, кто-то увлекается историей, кто-то звездами. В семье и в компании царит атмосфера уважения, все прислушиваются друг к другу. В одной из лучших сцен всех четырех сезонов Рои ужинают у Пирсов в гостях — и не могут поддержать разговор на темы, кроме бизнеса. Кульминацией стало то, что один из сыновей Логана, Ромулус, вынужден придумать название несуществующей книги, которую он якобы читал последней. Кстати, его играет Киран Калкин, брат того самого Маколея Калкина — Кевина из «Один дома». Киран собрал множество персональных наград за эту роль.
Тем больнее нам придется упасть с небес на землю, когда в итоге Рои купят бизнес Пирсов. Сценаристы как бы намекают, что все решают деньги, и какая бы культуру у теб ни была, богатая компания поглотит менее богатую.

Но не спешите делать выводы, пока не посмотрел последнюю серию. Ведь мы-то знаем, что атмосфера уважения и четко выстроенная организационная структура точно позволят компании, коммерческой или нет, работать эффективнее и дольше таких примеров, как бизнес Логана Роя.
Интересные факты
— Фильм снят на пленку 35-мм, а не на современные цифровые камеры — так захотел режиссер Адам Маккей.

— Сделать Логана Роя шотландцем предложил актер Брайан Кокс, который и сыграл глава медиаимперии. Сам Брайан — шотландец и, как он говорит в интервью, «социалист».

— Изначально Кирана Калкина пригласили на роль Грега, но сам актер, изучив сценарий, чтобы ему доверили играть Ромулуса.

Читать материал в Дзене.
Прочитайте другие статьи нашей рубрики #вместесмотрим
Андрей Бородкин
Главный редактор