«Оппенгеймер»: фильм о том, почему важна эмпатия
#вместесмотрим
Разбираем, пожалуй, самый нашумевший фильм второй половины года с точки зрения третьего сектора
Сюжет
Роберт Оппенгеймер — блестящий и амбициозный физик-теоретик в начале фильма путешествует по университетам разных стран, изучая тогда только зарождающуюся «новую физику». Его жажда знаний привет ученого в проект, который навсегда изменит не только его, но и нашу с вами жизнь.
Что интересного с точки зрения НКО
Моральные дилеммы. В погоне за амбициями, достижениями и открытыми Роберт часто шел на компромисс с собой. И хотя многие его коллеги обращали внимание на недопустимость и ненужность создания мощнейшего оружия, Оппенгеймер постоянно перекладывал ответственность на его использование с ученых на политиков.

Провести параллели с третьим сектором не трудно — это история про «причинять добро». Иногда приходится задумываться: а действительно ли нужен проект, который мы хотим реализовать, сообществу?
Выбор между личным и общественным. В фильме показано, как ученый полностью оторван от своей семьи и особенно от детей. И хотя уже на закате жизни он старался наладить с ними отношения, в момент развития карьеры на первый план всегда выходила работа. Выбор между личным и общественным — понятен и всем, кто работает в третьем секторе.

Важность эмпатии. Фильм наглядно демонстрирует, что знания, наука, технологический прогресс — это только части прогресса общего. И без сочувствия, любви, эмпатии они не просто бесполезны, а даже опасны. Именно поэтому главный герой после кульминации своей карьеры всю оставшуюся жизнь подчеркивал важность эмпатии, контроля за изобретениями, их этическую сторону. Поэтому на кино можно взглянуть ее и с такой стороны: именно активисты третьего сектора не дают человеку бездумно применять опасные изобретения.
Что интересного с точки зрения обычного зрителя
Минимальное количество спецэффектов. Даже уже в знаменитой сцене испытаний создатели фильма использовали миниатюру, а потом увеличили масштаб взрыв.

Гениальная работа со звуком. Композитором фильма выступил молодой шведский музыкант Людвиг Горанссон, который уже работал с Ноланом над фильмом «Довод». Звуковые эффекты действительно потрясают, и композитор наверняка получил за работу со звуком номинацию на «Оскар».
Актерская игра. Скорее всего, то же ждет и Киллиана Мерфи, который ради роли похудел еще больше и на съемках соблюдал строгую диету. Сам актер называет эту роль лучшей в карьере. Но кроме Мерфи здесь есть кого отметить. Даже на эпизодические роли были приглашены звезды — Гари Олдман, Джош Хартнетт, Рами Малек, Кейси Аффлек, Джейсон Кларк и Кеннет Брана. Отлично сыграл и Мэтт Деймон, который ушел из кино на время, чтобы проводить больше времени с семьей, но договорился с женой: если позовет Нолан, он согласится. Так и случилось.

Режиссерские тонкости. По задумке Нолана, цветные сцены в фильме демонстрируют зрителю перспективу Оппенгеймера. А черно-белые кадры показывают ученого таким, каким он был на самом деле. Кроме того, обратите внимание, как режиссер постепенно укрупняет персонажей. Например, главный свидетель обвинения во время допроса Оппенгеймера сперва сидит среди других участников, а со временем садится к зрителю все ближе и ближе. А еще среди массовки были настоящие ученые. И конечно же — обратите внимания на сцены с яблоком в начале фильма.
Эффект фильма
Хотя Нолан сам писал сценарий, он основан на биографии «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея», которая вышла в 2005 году и получила Пулитцеровскую премию. Автор этой биографии — Кай Берд, после просмотра фильма, сказал, что он потрясен — в хорошем смысле слова. И выразил надежду, что в мире снова поднимется дискуссия о том, какая роль уготована ученому в обществе, владеющим технологиями и наукой.
Интересные факты
— Решиться написать сценарий режиссеру помог подарок актера Роберта Паттинсона на вечеринке по случаю окончания работы над фантастическим боевиком «Довод». Тогда Паттинсон подарил ему сборник речей Оппенгеймера.

— Мэтт Дэймон получил сценарий, который был напечатан на красной бумаге и был написан от первого лица.

— «Оппенгеймер» — самый длинный фильм в карьере Кристофера Нолана.Он длится 3 часа. Предыдущий рекорд принадлежал «Интерстеллару» с хронометражем в 2 часа 49 минут.
Прочитайте другие статьи нашей рубрики #вместесмотрим
Андрей Бородкин
Главный редактор