Нескучная методическая школа
#репортажи
Репортаж о том, как главред #вместеблога полюбил методологию.
Что случилось
С 13 по 17 июня Центр «Гарант» провел интересное мероприятие сразу в двух территориях. В большой — Москве, 13 и 14 числа прошла «Методическая школа» для ресурсных центров, которые хотят внедрить технологию работы по развитию малых территорий в свою деятельность. А с 15 по 17 прошла практическая стажировка «Школы» уже в малой территории — городе Каргополь.

Мероприятие было посвящено технологии «Малым территориям — большое будущее» (МТББ), которую «Гарант» отрабатывает уже в течение 8 лет. Целью было передать этот опыт территориям других регионов, чтобы они могли развивать местные сообщества, согласно алгоритму, который уже доказал свою эффективность.

Редактор этого блога попал только на первую часть мероприятия. Причем, вспоминая студенческие ассоциации со словом «методическая», думал о том, что вряд ли это будет захватывающее дух событие. А еще думал, что разобраться в схеме метро будет просто. Оба представления оказались ошибочными.

Итак, повернув не в тот выход метро и бессовестно опаздывая, я прибыл на методическую школу, которая оказалась совсем нескучным событием.
День первый: а когда будет скучно?
На столах участников не было никаких схем, заданий или конспектов. А спикер — Марина Евгеньевна Михайлова, вовсе не собиралась давать каких-то сложных заданий или формул.

Зато она сразу сказала, что результаты технологии очень отсрочены. Например, может показаться, что первые 2-2,5 года результатов совсем нет. А когда они появятся, вам покажется, что вы вовсе не имеете отношения к ним. Но это не так.

А одной из главных задач программы сформулировали изменение позиции активистов в сообществах с «пусть они нам сделают» в позицию «я хочу, чтобы это было и сам готов это сделать».

Вопрос из зала. Разбирали интересный вопрос: почему активисты — это еще не сообщества? Пришли к выводу: потому, что у них еще нет общего дела, интересов, они не взаимодействуют в узкой группе. А если в сообществе есть яркий лидер, то есть риск заметить только его и пропустить важные инициативы других.

Задача тех, кто внедряет технологию МТББ — чтобы на территории было несколько лидеров и чтобы было больше горизонтальных связей. И если один лидер уедет, сообщество продолжит развиваться.

Интересная игра. Предложите аудитории нарисовать активного лидера сообщества. Скорее всего, увидите фигурки с сердцем, лампочкой вместо головы, большими ушами, чтобы всех слышать. А теперь представьте, что все в сообществе — такие лидеры. Вряд ли это сообщество будет успешно развиваться. Не могут быть все — лидерами.

Какие бывают активисты? Разобрали 4 типа активистов в территориях:
  • пассивный;
  • активный;
  • интерактивный;
  • проактивный.
Активные люди очень нужны в сообществе, ведь они присоединяются к другим и помогают воплотить инициативы. Таких людей должно быть много. Интерактивные люди не просто присоединяются, но и развивают инициативу. Проактивные — придумывают новое. А пассивных иногда тоже можно поднять с дивана — может оказаться, что их просто не звали.

С чего начать внедрение технологии МТББ?

1. Выбрать территорию. Можно не только свою. Главное, чтобы тебя там знали и не было противодействия инициативам.
2. Найти проактивных лидеров. И сделать из них координаторов. В чем разница? Координаторы подключают других к работе.
3. Познакомить их друг с другом.

Четыре важных вопроса. При создании любой инициативы всегда задавайте себе и команде 4 вопроса:
  • Зачем это мне?
  • Зачем это нам?
  • Зачем это территории?
  • Кому еще это может быть нужно?
Свободные уши. Затем все поиграли в уже знакомую вам игру «Свободные уши» (https://silavmeste.ru/blog9), в ходе которой я выяснил кое-что интересное:

  • почти все коллеги признают, что слишком много работают;
  • ремонт своими руками может быть средством «перезагрузки»;
  • ФПГ не поддержал проект коллеги и она уверена, что это круто, ведь поняла, чтобы была не готова к реализации;
  • главное, что я посоветую своему ребенку — заниматься тем, что нравится.

Цитаты участников. Семен Никонов, руководитель Центра устойчивого развития Псковской области:

«Сейчас варианты активностей в секторе уменьшаются, а в малых территориях можно применять и отрабатывать новые технологии. Технологию МТББ мы будем применять том числе в нашем заповеднике уже этим летом».

Галина Осколкова, директор АНО «Пристань добрых дел»:

«Уже знаю два муниципалитета, где буду эту технологию применять».


Три инструмента работы с аудиторией, которые пригодятся всем тренерам и спикерам в секторе.

1. Лента времени. Каждый в зале выбрал для себя две даты и написал — что случилось в истории страны и его личной истории в эту дату. Интересно наблюдать, как личное и историческое переплетается — так можно лучше понять аудиторию и найти к ней подход.

2. Карта сознания. Попросите участников написать, чем они гордятся и о чем сожалеют на своей территории. Примеры гордости: земляки, НКО, традиции, активные люди, количество выигранных проектов. Примеры сожалений: страх активности, плохая экология, нет поддержки, нет человеческих ресурсов, отток профессионалов, нет помещения, бюрократия.

Затем используйте приоритезацию: попросите выбрать что-то одно, что участники считают самым важным, из плюсов и сожалений. Это поможет понять, куда распределить силы — ваши и активистов. А также понять, куда люди готовы приложить силы.

3. Видение будущего. Из вырезок журналов и газет создать образ будущего для своей территории. А также можно подключить к этому объемные материалы — палочки, стаканчики. А затем спросите аудиторию — что мы сделаем, чтобы в этом будущем оказаться?

И все это случилось только в первый день. Согласитесь, не похоже на скучную лекцию про методологию?
День второй: из мастерских в реальную жизнь
Во второй день редактор этого блога выступил севшим голосом (тому виной было посещение финала кубка России по футболу несколькими днями ранее) с рассказом о том, как делать кейсы и зачем они нужны. Если вам интересна тема — напишите на почту glavred@ngo-garant.ru и я обязательно пришлю вам презентацию выступления.

А также мы определили главные факторы, которые нужны для развития малых территорий — время и совместная деятельность.

Конечно, финансирование тоже необходимо, а найти его помогут «Проектные мастерские», которые проводит Центр «Гарант».

Дальше мы разбирали примеры проектов в малых территориях, которые выросли из «Мастерских» и были успешно воплощены в жизнь. Мы расскажем о них подробнее на новом сайте, который посвящен технологии МТББ, и над которым мы работаем сейчас.

Среди них — крутой проект пространства для подростков в поселке Уксусный: https://dobro-da.ru/donate/37.

И проект пенсионеров Устьянского района Архангельской области, которые решили восстановить рецепты народной кухни для своих внуков, а заодно освоить азы здорового питания. Сегодня инициатива выросла в 4 гастрономических тура и зарегистрированное ООО. И теперь даже школьники в школах района могут менять меню и вводить туда традиционные блюда.
Вместо заключения
Какой вывод из этих двух дней сделал известный вам редактор блога? Главный, пожалуй, такой: в будущее все еще можно верить. В светлое, или реалистичное, не так важно. Но когда видишь, как многое можно изменить на малых территориях, точно знаешь: оно, это будущее, есть.

P.S. Если вам понравился этот репортаж, лучшей благодарностью будет поддержка проектов местных сообществ на нашей платформе: https://dobro-da.ru/donate.

Узнать, как прошла практическая часть «Школы» можно в нашей группе Вконтакте: https://vk.com/ngogarant?w=wall-39471804_8525
Хотите стать НКО-супергероями? Записывайтесь к нам на консультацию.

Если вы уже открыли НКО и думаете, как найти финансирование, проходите наш бесплатный онлайн-курс про конкурсные процедуры.

Научиться писать интересные НКО-истории поможет онлайн-курс «Фикшн и нон-фикшн».

А здесь вы можете прочитать о том, как организовать интересную конференцию.
Прочитайте другие статьи нашей рубрики #репортажи
Андрей Бородкин
Главный редактор