На столах участников не было никаких схем, заданий или конспектов. А спикер — Марина Евгеньевна Михайлова, вовсе не собиралась давать каких-то сложных заданий или формул.
Зато она сразу сказала, что результаты технологии очень отсрочены. Например, может показаться, что первые 2-2,5 года результатов совсем нет. А когда они появятся, вам покажется, что вы вовсе не имеете отношения к ним. Но это не так.
А одной из главных задач программы сформулировали изменение позиции активистов в сообществах с «пусть они нам сделают» в позицию «я хочу, чтобы это было и сам готов это сделать».
Вопрос из зала. Разбирали интересный вопрос: почему активисты — это еще не сообщества? Пришли к выводу: потому, что у них еще нет общего дела, интересов, они не взаимодействуют в узкой группе. А если в сообществе есть яркий лидер, то есть риск заметить только его и пропустить важные инициативы других.
Задача тех, кто внедряет технологию МТББ — чтобы на территории было несколько лидеров и чтобы было больше горизонтальных связей. И если один лидер уедет, сообщество продолжит развиваться.
Интересная игра. Предложите аудитории нарисовать активного лидера сообщества. Скорее всего, увидите фигурки с сердцем, лампочкой вместо головы, большими ушами, чтобы всех слышать. А теперь представьте, что все в сообществе — такие лидеры. Вряд ли это сообщество будет успешно развиваться. Не могут быть все — лидерами.
Какие бывают активисты? Разобрали 4 типа активистов в территориях:
- пассивный;
- активный;
- интерактивный;
- проактивный.
Активные люди очень нужны в сообществе, ведь они присоединяются к другим и помогают воплотить инициативы. Таких людей должно быть много. Интерактивные люди не просто присоединяются, но и развивают инициативу. Проактивные — придумывают новое. А пассивных иногда тоже можно поднять с дивана — может оказаться, что их просто не звали.
С чего начать внедрение технологии МТББ?
1. Выбрать территорию. Можно не только свою. Главное, чтобы тебя там знали и не было противодействия инициативам.
2. Найти проактивных лидеров. И сделать из них координаторов. В чем разница? Координаторы подключают других к работе.
3. Познакомить их друг с другом.
Четыре важных вопроса. При создании любой инициативы всегда задавайте себе и команде 4 вопроса:
- Зачем это мне?
- Зачем это нам?
- Зачем это территории?
- Кому еще это может быть нужно?
Свободные уши. Затем все поиграли в уже знакомую вам игру «Свободные уши» (
https://silavmeste.ru/blog9), в ходе которой я выяснил кое-что интересное:
- почти все коллеги признают, что слишком много работают;
- ремонт своими руками может быть средством «перезагрузки»;
- ФПГ не поддержал проект коллеги и она уверена, что это круто, ведь поняла, чтобы была не готова к реализации;
- главное, что я посоветую своему ребенку — заниматься тем, что нравится.
Цитаты участников. Семен Никонов, руководитель Центра устойчивого развития Псковской области:
«Сейчас варианты активностей в секторе уменьшаются, а в малых территориях можно применять и отрабатывать новые технологии. Технологию МТББ мы будем применять том числе в нашем заповеднике уже этим летом».
Галина Осколкова, директор АНО «Пристань добрых дел»:
«Уже знаю два муниципалитета, где буду эту технологию применять». Три инструмента работы с аудиторией, которые пригодятся всем тренерам и спикерам в секторе.
1. Лента времени. Каждый в зале выбрал для себя две даты и написал — что случилось в истории страны и его личной истории в эту дату. Интересно наблюдать, как личное и историческое переплетается — так можно лучше понять аудиторию и найти к ней подход.
2. Карта сознания. Попросите участников написать, чем они гордятся и о чем сожалеют на своей территории. Примеры гордости: земляки, НКО, традиции, активные люди, количество выигранных проектов. Примеры сожалений: страх активности, плохая экология, нет поддержки, нет человеческих ресурсов, отток профессионалов, нет помещения, бюрократия.
Затем используйте приоритезацию: попросите выбрать что-то одно, что участники считают самым важным, из плюсов и сожалений. Это поможет понять, куда распределить силы — ваши и активистов. А также понять, куда люди готовы приложить силы.
3. Видение будущего. Из вырезок журналов и газет создать образ будущего для своей территории. А также можно подключить к этому объемные материалы — палочки, стаканчики. А затем спросите аудиторию — что мы сделаем, чтобы в этом будущем оказаться?
И все это случилось только в первый день. Согласитесь, не похоже на скучную лекцию про методологию?