История из книги «Успех социального стартапа»: к чему приводит творческий фандрайзинг
#вместечитаем
Совсем скоро закону о социальном предпринимательстве в России исполнится четыре года. Сейчас в стране более 6 000 зарегистрированных социальных предпринимателей.

Профильной литературы, которая помогала бы предпринимателям социальной сфере, все еще мало. Рассказываем об одной такой книге, которая поможет социальным предпринимателям с позиционированием, маркетингом, фандрайзингом и мотивацией.
О чем книга
Большой эксперимент на основе коротких интервью
Книга «Успех социального стартапа. Как запускаются, растут и меняют мир лучшие некоммерческие проекты» — это большое исследование именно социальных стартапов, которое сформировалось по итогам сотен интервью с руководителями самых успешных некоммерческих проектов. Автор, Кэтлин Келли Дженас, задается вопросом: почему одни социальные проекты растут и преуспевают, а другие — нет.
Цитаты из книги
Которые откликнутся у любого, кто работает в социальной сфере
«Социальные стартапы сталкиваются с пренеприятной уловкой-22: благотворительные фонды, прежде чем выдать грант, хотят видеть доказательства успешности организации. А организация, чтобы воплотить свои идеи в жизнь и добиться успеха, нуждается в деньгах».

«Один из самых сложных моментов в масштабировании организации — внезапное осознание того, что надо начинать руководить людьми. Основатель стартапа обычно вертится как юла, в одиночку или с партнером делая все возможное, чтобы организация заработала и начала расти. Он и директор по программам, и пиарщик, и фандрайзер, и бухгалтер, и секретарь. Но вскоре для продолжения роста неизбежно приходится нанимать людей и создавать управленческую структуру».

«Суть маркетинга уже не в товаре, который вы производите, а в историях, которые вы рассказываете. В мире социального предпринимательства сторителлинг ценится очень высоко».

Отзыв о книге
Если все еще сомневаетесь, что книга будет вам полезна
«Первая часть, связанная с вовлечением людей и формулированием выводов из неудачи, интересна (сам проходил через это не раз и знаю других). Вторая часть (оценки эффективности) просто полезна и необходима как методология. Просто бери и делай. Хорошо что книга не "съехала" на оптимистические призывы, как многие зарубежные. Нужная книга».
История из книги
Charity: water — социальное предпринимательство с элементами шоу
Сегодня Charity: water известна как одна из самых успешных НКО в мире в сфере социального предпринимательства — организация строит колодцы и обеспечивает доступ к чистой питьевой воде тысячам людей в Африке.

Но так было не всегда, после запуска НКО ее создатель Скотт Харрисон столкнулся с проблемой — согласно опросу, 43% англоязычной аудитории не доверяли благотворительным организациям. Скотт спросил у своих друзей, почему так происходит?

Почти все знакомые ответили, что их смущает незнание, на что конкретно идут их деньги. Тогда у Харрисона родилась идея новой модели привлечения финансирования, которую сегодня называют «стопроцентной моделью фандрайзинга».

Суть подхода в креативности. Вторым человеком, нанятым в организацию, после директора по программам, стал креативный директор. Результатом стали кампании, которые сегодня считаются классическими для фандрайзеров в социальной сфере.

Создание программы пожертвования в день рождения. Организации удалось добиться того, чтобы состоятельные люди (а затем и все, кто захочет), вместо вечеринок в день своего рождения переводили на благотворительность сумму, эквивалентную своему возрасту. Этот тренд поддерживался в соцсетях — хештегами и фото.

Балы. Да, без вечеринок все-таки не обошлось. Один раз в год Charity: water дают грандиозный бал, но с социальным подтекстом. Например, гости проходили по подиуму с двумя 19-литровыми канистрами воды, чтобы ощутить себя на месте тех, кто проделывает такой путь каждый день, только за многие километры. На другом балу гостям раздали VR-очки и вместо обычной презентации показали, как живут люди в Эфиопии.
Обнадеживающий вывод
Для небольших социальных проектов
Понятно, что не каждый социальный предприниматель может себе позволить организовывать балы и раздавать VR-очки. Но книга вовсе не про это, а про то, как при помощи смелости, необычных решений и сарафанного радио можно добиться успеха даже при маленьком бюджете.
Найти книгу «Успех социального стартапа. Как запускаются, растут и меняют мир лучшие некоммерческие проекты» можно на всех основных книжных площадках.
Прочитайте другие статьи нашей рубрики #вместечитаем
Андрей Бородкин
Главный редактор